«Будь правдолюбив и не лжив, потому что лож от лукавого», преподобный Ефрем Сирин.
«Дух» Киприана (Коцумбаса) ищет в священном Предании еретиков совершающих Таинства.
Вступительное слово.
«Сегодня мы живём во времена Апокалипсиса, и не нужно быть пророком для того, чтобы это понять», писал в свое время Афонский подвижник, преподобный Паисий Святогорец. Положение наше усугубляется еще и теме, что нашу Мать Русскую Православную Церковь Московского Патриархата, разрывают на части как хитон Христов различные ереси и расколы. Казалось бы, что может быть вероломней экуменизма, но нет, существует еще и более изощренное ухищрение, поражающее умы человеческие от великого до малого, которое многие именуют по имени его создателя «киприанизм» или еще называют скрытый экуменизм.
Охарактеризовать ее, т.е. ересь эту можно так: «Заболевшие в вере члены... Церкви могут быть приняты одним из вышеуказанных путей покаяния и возвращения в ряды Православия, поскольку они являются не осужденными схизматиками или еретиками, а членами Церкви еще не приведенными к суду», митрополит Оропосский и Филийский Киприан. Екклизиологические тезисы, или изложение учения о Церкви для православных противостоящих ереси экуменизма. Пункт 4-й. Покаяние и Возвращение.
Ну, а если членами Церкви, то и с наличием Таинств, если речь идет о пресвитерах или архиереях. Споры и дискуссии об этом идут давно и не умолкают поныне. Некоторое время назад (на момент написания статьи – прим.) р.Б. Наталья, обсуждая вопрос о не поминании еретиков и экуменистов на литургии, привела мне в качестве аргумента в защиту таинств, этих, так называемых не осужденных еретиков и экуменистов церковным судом или собором, следующее «свидетельство».
Текст:
«Преп. Иосиф Волоцкий, много сил отдавший на борьбу с ересью жидовствующих, однажды получил от иконописца Феодосия, сына Дионисия, известие о вопиющем случае богохульства священника-еретика. В житии преп. Иосифа Волоцкого приводится этот рассказ: «В то время живописец Феодосий, сын живописца Дионисия мудрого, рассказал Иосифу (Волоцкому) следующее чудо. Один из жидовствующих еретиков покаялся; ему поверили и даже поставили во священники. Однажды, отслужив литургию, он принес домой чашу со Святыми Дарами и вылил их в печь на огонь. Жена его в это время варила пищу и увидела в печи в огне «отроча малое», которое проговорило: «Ты меня здесь предал огню, а я тебя там предам огню». При этом внезапно раздвинулась крыша дома, прилетали две большие птицы и взяли отроча и полетели на небо; а крыша опять покрыла избу, как и прежде. Жена пришла в сильный страх и ужас. Об этом событии она рассказала соседям.
Из рассказа жены священника, поражённой видением Богомладенца, в частности, ясно, что, так как священник, хоть и был еретиком, но не был извергнут из сана, ни даже запрещён в служении, то поэтому таинства, совершавшиеся им, были действительны. Бог совершал их и через недостойного священника ради Церкви верных. По слову преп. Ефрема Сирина, “священство не делается оскверненным от человека, хотя бы приявший его, был и недостоин”. Иеромонах Герасим (Вертей)».
Это не столько аргумент Натальи, как комментарий некоего иеромонаха Герасима (Вертея), на событие произошедшее в годы преподобного Иосифа Волоцкого, которому довелось жить во времена господства ереси жидовствующих на святой Руси.
Материал.
Прежде, я хочу предложить вам текст, из которого вы получите полное представление, о данном прецеденте. Мне не удалось найти этот отрывок в житии преподобного Иосифа Волоцкого, по той причине, что Наталья, как и сам иеромонах не указали название издания, год издания и страницу, в котором находится описание этой истории. Что по понятным причинам значительно затрудняет поиск. На данный момент среди православных книгоизданий известно ряд трудов преподобного, и работ разных лиц изучающих его жизнь и творчество: И. Хрущев – Исследование о сочинениях Иосифа Санина преподобного Игумена Волоцкого – 1868; Н. А. Булгаков – Преподобный Иосиф Волоколамский. Церковно-историческое исследование – 1865; П. С. Казанский – Преподобный Иосиф Волоколамский – 1847; Преподобный Иосиф Волоцкий – Послания – 1959; Преподобный Иосиф Волоцкий – Просветитель – 1993; Преподобный Иосиф Волоцкий – Просветитель или обличение ереси жидовствующих – 1896; Преподобный Иосиф Волоцкий – Работы – 1790; Савва, Епископ Крутицкий – Жития преподобного Иосифа Волоцкого – 1865.
По этому, пытаться что-то найти среди такого количества произведений, трудно, имея для этого довольно скудные данные. Поиск осложнен еще и тем, что определенная часть из этих трудов, по сей день, не отсканирована. Но, слава Богу, мне все, же удалось найти этот рассказ в Волоколамском Патерике.
Волоколамский Патерик это – сборник рассказов о жизни святых иосифлянской школы русского монашества, прежде всего произведений о самом Иосифе Волоцком, его учителе Пафнутии Боровском, сподвижниках и учениках, а также сказаний, бытовавших в этой монашеской среде. Волоколамский патерик создается в первой половине XVI в. и открывает ряд монументальных памятников той эпохи (Стоглав, Домострой, Великие минеи четии митрополита Макария и др.). Появление патерикового свода именно в Иосифо-Волоколамском монастыре закономерно. По словам В. О. Ключевского, в XVI в. «ни один русский монастырь не обнаружил литературного возбуждения, равного тому, какое находим в обители Иосифа» (Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871. С. 291–292). Писатели-иосифляне активно работали не только в публицистических, но и в агиографических жанрах («житие», «служба», «похвала», «надгробное слово», «патерик»), доказывая существование «новых чудотворцев» и готовя их канонизацию на церковных соборах 1520–1540-х гг. Многие агиографические сочинения, созданные ими, имеют пропатериковый характер, например Житие Пафнутия Боровского редакции Вассиана Санина, 10-е слово Духовной грамоты Иосифа Волоцкого.
Текст:
«Поведал нам отец Иосиф: «Пришли ко мне два человека, оба мирянина, по-божески живущие, оба мне дети духовные, имена обоих означают “Божий дар”: Феодосий-живописец и ученик его Феодор, который в иночестве носил имя учителя, – оба они по имени и жизнь свою построили, от младенчества обрели светильники девственности. Пишется ведь так: “Без Божьей благодати этого не совершить, не обрести путь истинный, ибо девственность есть огонь”. Они же не только его стяжали, как неразумные девы, но постоянно, подобно мудрым, покупали масло, до полного истощения раздавая свое имение, чтобы не угасли их светильники, ибо огонь – девственность, масло же – милостыня. Это сказал я о них, желая показать, что говорили они истину, а не коварную ложь, ибо от них я слышал такое страшное чудо.
Как говорил я выше, эти люди пришли ко мне. Был же тогда розыск от державных государей Русской земли на безбожных еретиков. Привели некоего человека, которого и я знал, и имя его мне известно, но не пишу, так как, по слову Господа, не достоин он упоминания. Он же, желая скрыть истину, начал рассказывать: “Однажды стоял я в церкви и размышлял о том, что слышал от проявляющих ложную мудрость еретиков, и подумал: «Если бы верно было их учение, то как святые апостолы, которые проповедовали христианство и за то кровь свою проливали, так же и мученики, и сколько святителей мудрых и чудотворцев было – все одинаково рассуждали?» Опять начал я размышлять как еретик, и неожиданно исходящий от алтаря огонь хотел опалить меня. Я же упал ниц, молился и с тех пор полностью отказался от еретических мыслей”. Это же говорил не истинно, а желая избежать надвигающегося наказания, как потом станет известно. Они же поверили ему и отпустили.
Со временем он был поставлен в священники. И, отслужив литургию, пришел в дом свой, держа в руках потир. Печь тогда топилась, а жена его, стоя рядом, готовила пищу. Он же, вылив содержимое потира в огонь печи, отошел. Жена же его посмотрела в печь и увидела в огне малое дитя. И послышался голос его: “Ты меня здесь огню предал, а я тебя там вечному огню предам”. Тотчас разверзлась кровля избы, и жена видит: прилетели две большие птицы и, взяв отрока из печи, полетели на небо. (Ей привиделись птицы, но то были ангелы). И кровля избы встала на свое место. Она же, испугавшись, никому не рассказала об этом. У нее была одна знакомая женщина, которая часто к ней приходила и которая жила рядом с домом того человека, что мне об этом поведал. И так как была ей близка и пользовалась доверием, то рассказала ей женщина, что сотворил ее муж-поп и как видела дитя в огне и голосу его внимала. Услышав это, та женщина, объятая страхом, призналась мужу своему. Муж же ее был знаком тому, кто мне рассказал, и сообщил он ему, что слышал от своей жены. Он же нам поведал».
Мы же прославили Бога, творящего преславные чудеса, и с тех пор поняли, что не только православные, недостойно служащие и крестящие, но и которые являются тайными еретиками и из страха человеческого совершают службы по правилам соборной церкви, и мы от них получаем крещение, и исповедуемся у них, и божественные тайны от них принимаем, и эти ничем не вредят нам, ибо Бог совершает свои таинства Святым Духом и служением ангельским. Как многие святые свидетельствовали, разве только от отъявленных еретиков и совершающих службы не по церковному правилу – от этих надо удаляться, и дружбы с ними не поддерживать, и избегать их, как врагов истины. Богу нашему слава!
(Доступно по ссылке https://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjatykh/volokolamskij-paterik/). Так же на сайте, вы можете скачать книгу в оригинале и прочитать все доподлинно. Страницу ищите 84-ю. Есть необходимость и в том, чтобы рассказать, что же это были за жидовствующие еретики.